"Поэкспериментируем!"
Опыты и эксперименты в ванной "Химия в ванной"
Начиная примерно с 4-5 лет, маленькие дети активно задают вопросы, касающиеся устройства нашей планеты, живой и неживой природы, и даже в 7 лет эта жажда познания не отступает. Подрастающему ребёнку жизненно важно изучить окружающий его мир и познать все возможности этой среды.
Вода – самое распространённое на Земле вещество. Опыты с водой для детей в четыре, пять, шесть или семь лет положат начало увлекательному знакомству с элементарной «бытовой» физикой.
В ходе экспериментов дети получат все необходимые знания о физических свойствах и законах окружающего мира.
Главное, что потребуется, так это интерес ребёнка (и родителя, воспитателя), а также, хорошее настроение.
Почему именно вода?
Эксперименты с водой лучше прочих манипуляций сформируют у малыша базовое представление о живой и неживой природе. Налицо сплошные плюсы:
- Проведение опытов не отнимет много сил и не требует сложных навыков.
- Специальное дорогостоящее оборудование не понадобится.
- Для опытов подойдут подручные средства.
- Все опыты наглядные и простые для восприятия ребёнка.
- Манипуляции с водой, наблюдение за её «превращением» и получение готового результата увлекут ребёнка, позабавят и приятно удивят его.
- Во всех опытах используются только вода и нетоксичные вещества и материалы.
- Таким образом, проведение эксперимента полностью безопасно.
Цель:
1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.
2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
3. Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность, учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
4. Научить детей исследовать воду в разных состояниях.
5. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства воды.
6. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
7. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Содержание:
- Плавает или тонет.
- Форма воды
- Вода не имеет цвета, но её можно покрасить
- Цветок, распустившийся на воде, или как движется вода?
- Живая рыбка
- Радуга из воды
- Воздух в стакане
- Буря в стакане.
- Воздух легче воды.
- Как вытолкнуть воду?
- "Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду".
- Бумажная крышка
- Скрепка учится плавать.
- Пенный замок
- Водопад
- Карандаши в пакете
- Достать монетку из воды, не намочив рук
- Из дыр в бутылке не выливается вода
- Жидкость течёт вверх
- Бинт вместо крышки
- Нарисованные рыбки могут плавать в воде
- Мандарин в воде
- Плавает ли лед?
- Торнадо в бутылке
- Скорость движения молекул и плотность воды
Плавает или тонет.
На поднос ставят коробку с предметами, половина из которых тонет, половина — плавает, миску и кувшин с водой. Миску наполните водой. Возьмите вещь из коробки, назовите, рассмотрите с ребёнком. Обсудите, какая она: большая или маленькая, тяжёлая или лёгкая. Аккуратно опустите предмет в жидкость, чтобы проверить, плавает он или тонет. В зависимости от результата отложите его в сторону. Теперь поступите так же с «контрастной» вещью и отложите в другую сторону. Таким образом рассортируйте всё содержимое коробки, предлагая малышу заранее
угадать, утонет ли тот или иной предмет. В конце спросите, почему одни вещи тонут, а другие остаются на плаву. Подведите к выводу, что важен материал.
Можно проделать это упражнение с пластилином: в виде шара он утонет, а пластилиновая лепёшка будет держаться на плаву. Вывод: форма тоже важна.
Форма воды
«Имеет ли вода форму?» – задайте этот вопрос ребёнку, прежде чем перейти к опыту. Вряд ли 4-летний малыш сможет дать ответ. Чтобы узнать истину, предложите маленькому экспериментатору взять стакан воды и переливать жидкость по очереди в различные сосуды: чашку, бутылку, резиновую перчатку. Мягкие сосуды (вроде перчатки или целлофанового пакета) можно завязать узелком и всячески деформировать. С изменением формы пакета будет меняться и «форма» воды. Таким образом, ребёнок наглядно познакомится с одним из важнейших свойств воды (да и всех жидкостей в целом) – принимать форму того сосуда, в который она налита.
Вода не имеет цвета, но её можно покрасить
Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).
Цветок, распустившийся на воде, или как движется вода?
Из бумаги вырезаем небольшие цветы с шестью лепестками. Чем больше цветов мы вырежем, тем красивее будет наш бумажный сад. Раскрашиваем лепестки цветными карандашами. Складываем цветы лепестками внутрь. Наполняем емкость водой. Выкладываем цветы на поверхность воды лепестками вверх. Цветы постепенно раскрываются. Сгибая бумагу, мы создаем излом и уменьшаем в этом месте ее толщину. Бумага, в отличие от, например, резинового шарика или пластиковой бутылки, не обладает такой упругостью, чтобы вернуть себе изначальное состояние. Поэтому на суше цветы остаются сложенными. А при соприкосновении с водой бутоны начинают раскрываться. Это потому, что вода в силу капиллярности проникает в самые маленькие пустые пространства между волокнами бумаги и заполняет их. Бумага набухает, изломы на ней распрямляются от центра к лепесткам и цветы раскрываются.
Живая рыбка
Вырежьте из плотной бумаги рыбку. В середине у рыбки круглое отверстие А, которое соединено с хвостом узким каналом АБ. Вы также можете воспользоваться нашей заготовкой. Распечатайте рыбку на принтере, наклейте на картон и вырежьте ножницами.
Налейте в таз воды и положите рыбку на воду так, чтобы нижняя сторона ее вся была смочена, а верхняя осталась совершенно сухой. Это удобно сделать с помощью вилки: положив рыбку на вилку, осторожно опустите ее на воду, а вилку утопите поглубже и вытащите.
Теперь нужно капнуть в отверстие А большую каплю масла. Лучше всего воспользоваться для этого масленкой от велосипеда или швейной машины. Если масленки нет, можно набрать машинного или растительного масла в пипетку или трубочку от коктейля: опустите трубочку одним концом в масло на 2-3 мм. Потом верхний конец прикройте пальцем и перенесите соломинку к рыбке. Держа нижний конец точно над отверстием, отпустите палец. Масло вытечет прямо в отверстие.
Радуга из воды
Понадобится: емкость, наполненная водой (ванна, тазик, фонарик, зеркало, лист белой бумаги.
Ход опыта: на дно емкости кладется зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало.Свет от него необходимо поймать на бумагу.
Результат: на бумаге будет видна радуга.
Поговорим? Свет является источником цвета. Нет красок и фломастеров, чтобы раскрасить воду, лист или фонарик, но вдруг появляется радуга. Это спектр цветов.
Какие ты знаешь цвета?
Воздух в стакане
Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Для убедительности на дно стакана можно поместить бумажку (она останется сухой)
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Буря в стакане.
Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане воды).
Воздух легче воды.
Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут?
Вывод: Воздух легче воды.
Как вытолкнуть воду?
Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.
Материал: Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.
Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.
Вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.
"Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду".
Налить воду в стакан. Что мы знаем о воде? Вода какая? (Жидкая, прозрачная, без цвета, запаха и вкуса). Теперь перельём воду в формочки и поставим в холодильник. Что стало с водой? (Она замёрзла, превратилась в лёд). Почему? (В холодильнике очень холодно). Оставим формочки со льдом на некоторое время в тёплом месте. Что станет со льдом? Почему? (В комнате тепло). Вода превращается в лёд, а лёд в воду.
Бумажная крышка
Наполненную жидкостью колбу накрываем бумажным листом, плотно прижимаем рукой, переворачиваем и какое-то время держим в таком положении. В это время вода смачивает поверхность бумаги, и она «приклеивается» к стенкам колбы за счет сил поверхностного натяжения. Затем медленно убираем руку и наблюдаем заявленный результат.
Между дном (которое теперь вверху) и поверхностью воды образуется пространство, наполненное воздухом и парами воды. Столб воды стремится вниз под действием силы тяжести, увеличивая объем этого самого пространства. При постоянной температуре давление в нем падает, то есть по отношению к атмосферному – становится меньшим. И чем меньше это самое давление, тем больший столб жидкости может оно удержать. Теоретически, до 10 м. Итак, сумма давления воздуха и воды на бумагу изнутри получается несколько меньше, чем атмосферное давление снаружи. На этом и держится.
Скрепка учится плавать.
Глубокую миску наполовину наполнить водой. С помощью вилки аккуратно положить на воду металлическую скрепку. Она будет плавать.
Смешать в чашке с водой немного жидкости для мытья посуды. Налить получившуюся смесь в миску, скрепка сразу пойдёт ко дну.
Объяснение: поверхностное натяжение воды способно удержать скрепку. После добавления жидкости для мытья посуды оно уменьшается, и скрепка тонет.
Пенный замок
Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.
Вам понадобятся мелкая ёмкость с мыльной водой, соломинки, резиновая игрушка.
У нас из пены на глазах
Замок вырастит сейчас,
Мы подуем с вами в трубочку
Заиграет принц на дудочке.
В небольшую ёмкость налейте немного средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей. Дайте ребёнку трубочку и предложите подуть сначала вместе с вами, затем самостоятельно. поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принц, который живёт в пенном замке».
Водопад
Цель: дать представление о том, что вода может изменять направление движения.
Вам понадобится пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесенки.
Льётся водичка с большой высоты,
Брызги летят на траву и цветы.
Детки вокруг оживлённо галдят,
Громче ребяток шумит водопад.
Предложите детям поиграть с воронками и желобками. Пусть они попробуют наливать воду в тазик через воронки, а теперь по пластиковому желобку и по картонному желобку, изогнутому в виде лесенки. Объедините эти предметы: лейте воду на желобки через воронки. Обратите внимание детей, на то, что вода движется.
Спросите их, что получится, если мы будем держать желобки по – другому (направление движения воды изменится).
Карандаши в пакете
Если в полиэтиленовом пакете появилась дырка, даже самая маленькая, воду в него уже не нальёшь. А что будет, если пакет проткнуть острым тонким предметом, и этот предмет из дырки не вынимать?
Понадобится: полиэтиленовый пакет, остро отточенные карандаши, вода.
Опыт: Наливаем воду в полиэтиленовый пакет наполовину, завязываем сверху. Карандашом протыкаем пакет насквозь в том месте, где он заполнен водой.
Объяснение: Если полиэтиленовый пакет проткнуть и потом залить в него воду, она будет выливаться через отверстия. Но если пакет сначала наполнить водой наполовину и затем проткнуть его острым предметом так, что бы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия почти не будет.
Это связано с тем, что полиэтилен, из которого сделан пакет, эластичен. Когда мы протыкаем пакет острым карандашом, образуется совсем маленькая дырочка, диаметром не больше диаметра грифеля, а полиэтилен легко растягивается и плотно облегает карандаш, не давая воде проникнуть через отверстие.
Достать монетку из воды, не намочив рук
Положите монету в тарелку и налейте воды. Можете сказать ребёнку, что у вас получится достать её, не прикасаясь к воде. Поставьте свечку в центр тарелки и через какое-то время накройте её стаканом. Огонь быстро погаснет, а вода поднимется вверх по перевёрнутому сосуду, открыв монету.
Почему так происходит. Когда свечка погасла, разгорячённый воздух стал остывать и, соответственно, уменьшаться в объёме. Давление внутри стакана стало стремительно падать, и вода из тарелки заполнила пустующее место.
Из дыр в бутылке не выливается вода
Налейте воду в пластиковую бутылку и закройте крышку. Булавкой проделайте в бутылке одну или несколько дырок. Конечно, из отверстий тут же польётся вода. Но спустя пару секунд остановится и не будет вытекать, пока вы вновь не откроете крышку.
Почему так происходит. Вода остаётся даже в бутылке с дырками благодаря поверхностному натяжению. В момент, когда вы открываете крышку, содержимое сосуда начинает сверху вытеснять атмосферное давление, силы натяжения не хватает, и вода выливается. Таким образом, зная физическую основу этого фокуса, вы можете с помощью крышки регулировать поток воды.
Жидкость течёт вверх
Налейте в один бокал воду, в другой — масло. Положите вырезанный кусок картона на бокал воды и переверните. Картон как будто приклеится к бокалу и не будет падать вниз. Бокал воды горлышко к горлышку положите на бокал с маслом. Затем аккуратно сдвиньте картон, создав небольшую щель между двумя сосудами. После этого масло «потечёт» вверх, а вода начнёт перемещаться в нижний бокал.
Почему так происходит. Масло легче воды, поэтому будет как будто течь наверх, пока полностью не вытеснит воду.
Бинт вместо крышки
Наполните стакан водой. Сверху накройте стакан марлей или бинтом и закрепите её резинкой. Затем переверните стакан. Часть воды останется в стакане и упрётся в марлю как в крышку.
Почему так происходит. Вода не проходит через обычную тряпку благодаря поверхностному натяжению. В промежутках ткани возникла водяная плёнка, и её сила удерживает содержимое стакана вместе с атмосферным давлением, которое действует на него снаружи.
Нарисованные рыбки могут плавать в воде
Что вам понадобится. Возьмите маркер сухого стирания для белой доски. Не используйте другие виды инструментов для рисования, иначе трюк не получится. Вам также потребуется идеально гладкая поверхность, на которой вы будете рисовать рыбок. Для этой цели подойдет ложка, небольшое зеркальце или маленькое блюдце. Подготовьте миску или большую тарелку с водой, в которую мы будем выпускать нарисованных рыбок. Описание трюка Нанесите на гладкую поверхность маркером контур рыбки.
Нанесите на гладкую поверхность маркером контур рыбки. Маркер для белой доски хорошо работает на таких поверхностях. Если вы случайно нарисуете неудачную линию, то всегда можете ее стереть. Полностью закрасьте маркером область внутри контура рыбки. Не оставляйте не прокрашенных участков. Когда рисунок будет полностью готов, опустите его в тарелку или миску с водой. Нарисованные рыбки всплывут на поверхность жидкости. Подуйте на воду, чтобы привести их в движение.
Чернила в маркерах содержат стираемый краситель. Он состоит из мельчайших взвешенных частиц. Когда вы наносите рисунок, то жидкая часть чернил испаряется, а на поверхности остаются только сухие частички красителя. Между частицами чернил находится воздух. Поэтому рисунки при погружении в воду плавают на ее поверхности.
Мандарин в воде
Для опыта понадобятся: большая емкость с водой и мандарины.
Попросите малыша опустить мандарин в воду - мандарин будет плавать на поверхности. Попросите его почистить другой мандарин и положить его в воду - он утонет!
Шкурка мандарина пористая, и внутри нее тоже есть немного воздуха. Поэтому она работает как спасательный круг и не дает мандарину утонуть!
Плавает ли лед?
Нам понадобятся:
Пластиковые стаканчики из под йогурта, кусочек пластилина, трубочка от сока, цветная бумага, большая емкость для воды, человечек-лего
Ход эксперимента:
Давайте узнаем, может ли лед плавать. Для этого сделаем ледяной кораблик. На трубочку наденем бумажный флажок и воткнем ее в кусочек пластилина, закрепленный на дне пластикового стаканчика. Нальем в стаканчик воду и поставим его в морозилку. Когда вода замерзнет, вытащим лед из стаканчика - у нас получится ледяной кораблик с мачтой и флагом.
Опустите его в емкость с водой - он будет плавать!
Торнадо в бутылке
Понадобится: пластиковая бутылка с водой, скотч, еще бутылка, масло (при желании)
Этапы эксперимента: сначала нальем в бутылку воды и перевернем ее - вода начинает выливаться, но как-то некрасиво, и совсем не похоже на водоворот снова нальем в бутылку воды, но на этот раз хорошенько ее закрутим! Ура! В этот раз можно наблюдать красивейший вихрь, обратите внимание на то, как хорошо видно спираль теперь снова наполним бутылку водой, но на этот раз сверху приделаем еще одну бутылку (хорошенько обмотаем скотчем - хотя лучше использовать специально крепление - продается) ура! Вечный водоворот! для пущей красоты можно добавить внутрь масла - теперь в середине образовался масляный вихрь!
Объяснение эксперимента
Когда мы раскручиваем бутылку, внутри нее образуется водоворот: сила тяжести заставляет воду опускаться, а вращение приводит к движению воды по спирали. За счет возникновения водяного вихря воздуху становиться легче подняться, и поэтому вода выливается быстрее, чем если бы водоворота не было.
Скорость движения молекул и плотность воды
Разберемся со спортивной подготовкой молекул и наглядно ответим на вопросы: как быстро они «бегают» и от чего зависит их скорость?
Что берем: 4 стакана или банки с узким горлышком с ровными гладкими краями, две тонкие перегородки (подойдет банковская карта), два красителя разного цвета, фильтрованную воду.
Что делаем:
наливаем воду до краев: в два стакана холодную, в два горячую
красим холодную одним цветом, горячую другим, накрываем по одному стакану каждого типа перегородкой переворачиваем горячий стакан, закрытый перегородкой, ставим точно поверх холодного и вынимаем перегородку — вода не смешивается переворачиваем холодный стакан, закрытый перегородкой, ставим точно поверх горячего и вынимаем перегородку — вода смешивается моментально
Что происходит: плотность холодной воды выше, чем у горячей, поэтому вода в п.3 не смешивается. На этапе окраски воды (п.2) обратите внимание детей, что краситель с разной скоростью расходится в теплой и холодной воде, ведь молекулы в теплой движутся быстрее, чем в холодной.
Советы для родителей
Советы для родителей по развитию познавательной активности детей.
ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ
- Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
- Нельзя отмахиваться от совместных действий с ребёнком, игр и т.п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
- Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка.
- Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ
- Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
- Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
- Если у Вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
- С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Опыты на кухне
«Подводная лодка из винограда»
Материал: 1 стакан лимонада, виноградина.
Ход: Задать вопрос: - Как ты думаешь, что будет с виноградиной, если ее опустить в лимонад?Хочешь проверить?
Бросьте в стакан с лимонадом виноградину. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. На нее начнут садиться пузырьки газа, вскоре их будет так много, что виноградина всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут и газ улетит. Отяжелевшая виноградина снова опустится на дно. Так будет продолжаться, пока вода не выдохнется. По этому принципу всплывает и поднимается подводная лодка.
Вывод: под действием пузырьков объем виноградины уменьшается и она поднимается, а как только пузырьки лопнут, виноградина становится тяжелее и опускается на дно.
«Взрыв цвета в молоке»
Материал: цельное молоко, пищевые красители разных цветов, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.
Ход: Задать вопрос: - Как ты думаешь, то получится, если в молоко добавить краску разных цветов? Давай проверим?
Налейте молоко в тарелку. Добавьте в него несколько капель каждого красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать тарелку. Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!
Вывод: моющее средство соединяется с молекулами жира в молоке и приводит их в движение.
«Греет ли шуба?»
Материал:2 стаканчика мороженого в бумажной обертке, чистое полотенце.
Ход: Задать вопрос: - Что произойдет, если мороженое завернуть в шубу? Проверим?
Одно мороженое положите на блюдце. А второе прямо в обертке заверните в чистое полотенце и хорошо укутайте шубой. Через 30 минут разверните укутанное мороженное и выложите его без обертки на блюдце. Разверните и второе мороженое. Какое мороженое сохранило свою форму? Почему?
Вывод: одежда может защищать не только от холода, но и от тепла.
«Таинственное письмо»
Материал: Сок 1/2 лимона, лист белой бумаги, ватная палочка.
Ход: Задать вопрос: - Можно ли прочесть письмо, написанное лимоном? Хочешь узнать?
Выдавите в стакан немного сока лимона, возьмите чистый лист бумаги, ватную палочку и предложите ребенку написать письмо, например, папе. Дайте высохнуть рукописи. Теперь прочесть написанное стало невозможным. Хорошенько нагрейте лист бумаги над паром или настольной лампой. Можно прогладить письмо утюгом. Буквы проявятся на бумаге!
Вывод: под действием тепла сок лимона темнеет и буквы проявляются.
«Чудо - кристаллы»
Материал: банка (объёмом 1000 мл.), соль.
Ход: Задать вопрос: - Подумай, как можно вырастить кристалл? Давай попробуем?
Банку наполнить горячей водой на две трети. Готовим насыщенный солевой раствор, растворяя соль до тех пор, пока она уже не сможет растворяться. Теперь сделаем основу для нашего кристалла. Среди кристалликов соли выберите самый крупный, привяжите его к капроновой нитке. Другой конец нитки прикрепите к карандашу, уложите его на горлышко банки, а нитку с крупинкой опустите в раствор. Поставьте банку так, чтобы ребенок мог легко за ней наблюдать. Рост кристаллов — дело небыстрое. Постепенно на нашей солевой крупинке будут оседать кристаллики соли, и она будет увеличиваться.
Вывод: в густом солевом растворе образуются кристаллы, их можно вырастить самостоятельно.
«Живой желатин»
Материал: 10 гр. сухого желатина, 1/2 стакана воды (холодной).
Ход: Задать вопрос: - Как ты думаешь, может ли желатин двигаться? Проверим?
Желатин растворить в холодной воде, подождав, пока он набухнет, затем подогреть воду на водяной бане так, чтобы он окончательно растворился. Возьмите кусочек полиэтилена и вылейте на него раствор. Оставьте до высыхания. Из получившегося желе вырежьте любую фигурку — рыбку, солнышко, цветочек. Положите фигурку на промокательную бумагу и подышите на нее. Фигурка начнет двигаться!
Вывод: когда вы дышите, то своим дыханием вы нагреваете желатиновую массу и увлажняете её с одной стороны. Желе слегка увеличивается в объеме и поэтому двигается.
«Волшебное яйцо»
Материал: 0,5л. банка, сырое куриное яйцо.
Ход: Задать вопрос: - Подумай, может ли яйцо утонуть, если его опустить в соленую воду? Хочешь проверить?
Опустите яйцо в банку, понаблюдайте, что происходит. Яйцо опустится на дно банки. Теперь его нужно вытащить, а в воду добавить 2 столовых ложки соли и хорошо перемешать. Снова опускаем яйцо в воду - оно не тонет, а плавает на поверхности. Предложите ребенку высказать свою версию, почему яйцо не утонуло.
Вывод: соленая вода помогает предметам держаться на поверхности.
Опыты и эксперименты дома
В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов. Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь, тот или иной феномен. Отличный инструмент для этого – опыты и эксперименты.
Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и неживым в природе.
В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
Детское экспериментирование — средство интеллектуального развития дошкольников. Ребенок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, образовательные области, прогулку, сон.
Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если? почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника.
Большой интерес возникает у детей к познанию окружающего, когда они сами могут обнаружить и понять новые свойства предметов, их сходство и различия, значения предметов для повседневной жизни. Необходимо предоставлять детям возможности приобретать знания самостоятельно.
Дома можно организовать несложные опыты и эксперименты. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.
Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например: Что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п. Разрешите ребенку играть с пустыми баночками, флакончиками, мыльницами. Поинтересуйтесь, куда больше воды поместится? Куда вода легче набирается? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы флакончик утонул?
Другой пример - кухня – это место, где ребёнок часто мешает маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты (крупы, муку, соль, сахар). Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе, и постараться объяснить результат доступным для него языком.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности:
- Уборка комнаты – Как ты считаешь, с чего надо начать? Что для этого нужно? Что ты сможешь сделать сам? В чем тебе понадобится помощь?
Подобная ситуация развивает наблюдательность, умение планировать и подбирать необходимый материал для труда, рассчитывать свои силы.
- Поливка цветов – Всем ли растениям необходим одинаковый полив? Почему? Какие растения нужно обрызгивать? Какие нет? Зачем рыхлить землю?
Это поможет ребенку научиться высказывать свои суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.
-Ребёнок рисует (него кончилась зелёная краска)- Что будет, если смешать синюю и желтую краску?
Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Родителям следует выслушать все предположения ребенка, при этом необходимо учитывать каждое предположение, его верность, точность, логичность. Если ребенок затрудняется высказать способы решения задачи, можно предложить самим.
Чем больше вы с ребенком будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.
Предлагаем несколько занимательных опытов и экспериментов, которые можно провести с ребенком дома.
Опыт:" Цветы лотоса".
Вырежем из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Опыт: «Подводная лодка».
Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой – яйцо опустится на дно стакана. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли. Опустим яйцо в стакан с солёной водой – яйцо останется плавать на поверхности воды. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть. Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду – того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.
Опыт со свечой.
Закрепить свечку в тарелке и налить подкрашенной воды. Поджечь свечу и накрыть её стаканом. Свеча потухнет, так как весь кислород сгорел и за счёт вакуума, который там образовался, вода поднимается вверх.
Опыт: "Соломинка- шприц - -пипетка".
Для проведения опыта вам понадобятся: соломинка для коктейля, 2 стакана. Поставим рядом 2 стакана: один – с водой, другой – пустой. Опустим соломинку в воду. Зажмём указательным пальцем соломинку сверху и перенесём к пустому стакану. Снимем палец с соломинки – вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой. По такому же принципу работают шприц и пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.
Мыльные пузыри
Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.
Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.
Процесс:
Наполовину наполните чашку жидким мылом.
Доверху налейте чашку водой и размешайте.
Окуните соломинку в мыльный раствор.
Осторожно подуйте в соломинку
Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.
Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.
«Жидкое – твердое»
Проведите «опыт» по плаванию парафина и его отвердению (можно использовать кусок парафиновой свечки). Пусть ребенок вместе с вами положит парафин в миску и расплавит его на плите в миске под вашим контролем. Несколько раз повторите: «парафин твердый – нагреваем – превращается в жидкость». Затем снимите с огня миску и понаблюдайте с ребенком за отвердением парафина.
«Выпаривание соли»
Проведите с ребенком опыт по выпариванию соли из соленой воды. Размешайте в стакане ложку соли. Покажите ребенку, как соль растворилась в воде: вода прозрачная и соленая. Спросите у ребенка, где соль и почему ее не видно. Обратите внимание ребенка на то, что соль стала невидимой в воде, потому что она растворилась. Предложите зарисовать процесс растворения соли: первая фаза (соль на дне стакана), вторая (вода мутная, соль размешивается ложкой) и третья (соли не видно, вода прозрачная).
«Делаем творог»
Бабушки, которым более 50 лет, хорошо помнят, как сами делали творог своим детям. Вы можете показать этот процесс и ребенку.
Подогрейте молоко, влив в него немного сока лимона (можно использовать и хлористый кальций). Покажите детям, как молоко сразу же свернулось большими хлопьями, а поверх него находится сыворотка.
Слейте полученную массу сквозь несколько слоев марли и оставьте на 2-3 часа. У вас получился прекрасный творог. Полейте его сиропом и предложите ребенку на ужин. Уверены, даже те дети, которые не любят этот молочный продукт, не смогут отказаться от деликатеса, приготовленного с их собственным участием.
«Утопи и съешь»
Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся.
Очистите второй апельсин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает? Объясните ребенку: "В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет".
«Греет ли шуба?»
Этот опыт должен очень понравиться детям.
Купите два стаканчика мороженого в бумажной обертке. Один из них разверните и положите на блюдечко. А второе прямо в обертке заверните в чистое полотенце и хорошенько укутайте шубой. Минут через 30 разверните укутанное мороженое и выложите его без обертки на блюдце. Разверните и второе мороженое. Сравните обе порции. Удивлены? А ваши дети?
Оказывается, мороженое под шубой, в отличие от того, что на блюдечке, почти не растаяло.
Так что же? Может, шуба - вовсе не шуба, а холодильник? Почему же тогда мы надеваем ее зимой, если она не греет, а охлаждает?
Объясняется все просто. Шуба перестала пропускать к мороженому комнатное тепло. И от этого пломбиру в шубе стало холодно, вот мороженое и не растаяло. Теперь закономерен и вопрос: «Зачем же человек в мороз надевает шубу?» Ответ: «Чтобы не замерзнуть». Когда человек дома надевает шубу, ему тепло, а шуба не выпускает тепло на улицу, вот человек и не мерзнет.
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям.
Все, что постоянно находится рядом с ребенком, должно быть им замечено, должно привлекать его внимание, вызывать интерес.
Чем больше вы с малышом будите экспериментировать, тем быстрее он познает окружающий его мир, и в дальнейшем будет активно проявлять познавательный интерес.
Вот несколько советов для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей:
- Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными, ведь в основе их может лежать важнейшее качество ребенка - любознательность.
- Нельзя отказываться от совместных игр и действий с ребенком, ведь он не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
- Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка. Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно и как можно.
- Не следует постоянно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
- Предоставляйте ребенку возможность действовать с разными предметами и материалами. Поощряйте экспериментирование с ними.
- С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца; эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.
Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Давайте – же сделаем ребёнку жизнь интереснее и краше, будем стараться, чтобы у детей создавалось представление о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Всё это будет способствовать формированию у ребёнка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом – залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснётся.
Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка
Мы в соцсетях & RSS