Рекомендации педагогам
Рекомендации педагогам по работе с детьми с ОПФР
Общие рекомендации педагогам
1.Всем педагогам необходимо еще раз пересмотреть свое понимание “справедливости“. Относиться ко всем учащимся одинаково вовсе не означает быть справедливым. Быть справедливым – это предоставлять каждому учащемуся все то, что ему требуется, удовлетворять всем его потребностям. Надо помнить, что у некоторых учеников может наблюдаться неврологическое состояние, которое они не всегда могут контролировать. Такие ребята, конечно же, отличаются от остальных, они другие, но быть другим еще не означает быть дефектным или ущербным. В школах обучаются дети с разной степенью отклонения. Отклонение может быть заметно сразу или, наоборот, быть едва заметным, такое отклонение могут обнаружить только в средней школе или институте, а могут и вообще не обнаружить в течение всей жизни.
2.Чем раньше у ребенка обнаружат какое-либо отклонение, тем больше шансов его вылечить. В процессе обучения учеников старшего возраста вам придется научиться справляться с разными ситуациями, возможно даже суметь защитить себя.
3.Очень важно помнить, что детям с ограниченными возможностями может понадобиться много времени, чтобы запомнить какую-либо новую информацию, и они могут быстро устать. При объяснении нового материала старайтесь говорить медленнее, чтобы учащиеся успевали следить за вашим рассказом.
4.Убедитесь в том, что все ученики чувствуют себя комфортно и защищено в классе в вашем присутствии. Помните о том, что в жизни ваших учеников каждый день происходят какие-то события: как хорошие, так и плохие. Из-за несовместимости настроений учащихся может возникнуть проблема, в результате которой дети с ограниченными способностями будут чувствовать себя ущемленными и обиженными.
5.Познакомьтесь с родителями ребенка. Заинтересовывайте и подключайте их к процессу. Действуйте сообща. Вам нужна взаимопомощь. Вы должны встречаться с родителями один раз в день / неделю / месяц, в зависимости от необходимости. Вы можете делать это на собраниях, можете созваниваться по телефону или писать друг другу по электронной почте.
6.Продолжайте заниматься самообразованием, не останавливайтесь на достигнутом. Зарекомендуйте себя как специалиста. Не бойтесь признать, что вы чего-то не знаете.
Тактика поведения с учениками (стратегии).
Введите учеников в курс дела: покажите им расписание занятий, расскажите о своих требованиях к ним.
Помните, что детям с ограниченными возможностями очень важен четкий распорядок дня. Поэтому для них необходимо составление графика. Не забывайте предупреждать учеников о всех изменениях заранее, особенно если это касается их расписания.
У детей с ОПФР очень часто могут возникать следующие организационные проблемы:
а) неряшливое отношение, как к своему внешнему виду, так и к школьным принадлежностям;
б) частая забывчивость каких-либо предметов дома.
Для решения этих проблем учитель должен обратиться за помощью к родителям ребенка.
Необходимо научить учеников правильно задавать вопросы. Обращаясь к вам за помощью, все ученики должны чувствовать себя абсолютно свободно.
Не давайте материал в полном объеме, разделите его на части. Приводите как можно больше примеров.
Используйте наглядные пособия: видео фильмы, слайды, компьютерную графику, диаграммы, таблицы, картинки. Пишите на доске, выделяя и подчеркивая все необходимое.
Не забывайте правило: ”Повторение – мать учения”. Постоянно возвращайтесь к пройденным темам.
Дайте ученику только то количество материала, которое он может усвоить, а не общепринятое.
Не забывайте, что многие не могут одновременно слушать и записывать. Конспектировать услышанное для многих детей очень сложно.
Оценки ставьте снисходительно. Оценивайте выполненную работу за содержание, а не за внешний вид.
Разрешайте ученикам пользоваться на уроке различными словарями, учебниками, компьютерами и калькуляторами.
Никогда не критикуйте ребят с ограниченными способностями перед другими детьми. Помните, что только поощряя их, они будут добиваться лучших результатов.
Заканчивайте урок со звонком, перемена существует для отдыха.
Хвалите учеников за их хорошее поведение.
Самое главное – не упустить случая похвалить ученика и повысить в нем чувство собственного достоинства.
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ, КОТОРЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ КАЖДОГО ПЕДАГОГА, РАБОТАЮЩЕГО С ДЕТЬМИ С ОПФР:
Ø В совершенстве знай спецпсихологию;
Ø Создавай в классе, в школе благоприятный психологический климат;
Ø Воздействуй на ребёнка в соответствии с принципами лечебной педагогики;
Ø Не раздражайся, будь терпелив и настойчив;
Ø Помни: максимум поощрения, минимум наказания;
Ø Требуя, учитывай реальные возможности ребёнка;
Ø Каждому ребёнку – индивидуальный подход, индивидуально дозируй темпы и объём работы;
Ø Учитывай «зону ближайшего развития», постепенно увеличивай и усложняй нагрузку;
Ø Учи ребёнка посильным приёмам регуляции поведения;
Ø Утверждай позицию ребёнка в коллективе, веру в свои силы;
Ø Строго следуй режиму дня, недели, предупреждай переутомление;
Ø Соблюдай все гигиенические требования к уроку, организации жизни детей в школе;
Ø Работай в тесном контакте с врачом, медсестрой.
Ø Начиная работу в классе, где обучаются дети с ОПФР, прежде всего, необходимо:
Ø Выделить этих учащихся для себя, т.к. в обычную схему урока они не укладываются;
Ø Познакомиться с ними поближе (интересы детей, умение ладить с товарищами и взрослыми, психологические особенности детей)
Ø Установить с ними тесный контакт: дети вам должны доверять, уважать и любить
РАБОТА НА УРОКЕ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОПФР ДОЛЖНЫ НОСИТЬ КОНКРЕТНЫЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР;
ЗАДАНИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПО ОБЪЁМУ И СЛОЖНОСТИ;
НОВЫЙ МАТЕРИАЛ НУЖНО ДАВАТЬ ПОРЦИЯМИ;
ОБУЧЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ РАСТЯНУТО ВО ВРЕМЕНИ, СОДЕРЖАТЬ МНОГОКРАТНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И С ПОСТОЯННОЙ ОПОРОЙ НА НАГЛЯДНОСТЬ;
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ОПИРАТЬСЯ НА ВСЕ ВИДЫ АНАЛИЗАТОРОВ (СЛУХ, ЗРЕНИЕ, ОСЯЗАНИЕ…)
НАИБОЛЕЕ СЛОЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОЛЖНА ДАВАТЬСЯ УЧЕНИКУ С ОПФР В ПЕРИОД ЕГО НАИБОЛЬШЕЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ НА УРОКЕ
Психолого-педагогические рекомендации по организации оценочных ситуаций в учебном процессе
При оценивании ученика с особенностями психофизического развития:
Ø Учитывать темп и объём оцениваемого материала, реальные личностные и физиологические особенности ребёнка;
Ø Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний;
Ø Использовать оценку как информацию об эффективности работы ребёнка, а не как средство давления или контроля;
Ø Избегать травмирующих ситуаций при выставлении оценок, осторожно использовать отметки «два» и «один»;
Ø Чаще использовать развёрнутую оценку работы ученика, обосновывая выставленное за ответ количество баллов;
Ø Создавать в классе благоприятный психологический климат, утверждая позицию ребёнка с особенностями психофизического развития в классе, коллективе, веру в собственные силы.
Ø Помнить, что оценка — это обратная связь, необходимая ученику как информация об эффективности его работы, а не как средство давления или контроля.
Ø Иметь «установку на добро» — замечать в каждом ученике положительную динамику развития или ожидать этой динамики в усвоении учебного материала.
Ø Развивать у детей самоконтроль, умение оценивать свою работу, а также работу других учеников.
Ø Проявлять нейтральные реакции или положительные эмоции на уроке (исключить сарказм и унижение оценкой).
ОЦЕНКА УЧЕНИКАМ С ОПФР ВЫСТАВЛЯЕТСЯ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПАРАМЕТРАМ РАБОТЫ УЧЕНИКА, Т.Е. ЗА ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО ЗАНЯТИЯ, ЗА АКТИВНОСТЬ, ЗА ЖЕЛАНИЕ РАБОТАТЬ, ЗА КОЛИЧЕСТВО САМОСТОЯТЕЛЬНО ОБНАРУЖЕННЫХ И ИСПРАВЛЕННЫХ, А НЕ ДОПУЩЕННЫХ ОШИБОК
ЗНАЧИТЕЛЬНО ВАЖНЕЕ НОРМАТИВНОЙ ОЦЕНКИ СОЗДАНИЕ ДЛЯ УЧЕНИКА С ОПФР БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА НА УРОКЕ, Т.К. ЦЕЛЬ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ – СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОПФР, ВКЛЮЧЕНИЕ ИХ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС НА ДОСТУПНОМ ДЛЯ НИХ УРОВНЕ, В ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ВО ВНЕКЛАССНЫЕ И ВНЕШКОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
СРАВНИВАТЬ УСПЕХИ РЕБЁНКА С ОПФР МОЖНО ТОЛЬКО С ЕГО СОБСТВЕННЫМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ С УЧЁТОМ ПРОГРАММЫ, ПО КОТОРОЙ ОН ЗАНИМАЕТСЯ
ПООЩРЯЙТЕ ДЕТЕЙ ЗА КАЖДОЕ ВЫПОЛНЕННОЕ ИМИ ЗАДАНИЕ, ПОДБАДРИВАЙТЕ ПРИ НЕУДАЧЕ
Рекомендации психолога педагогам при работе с подростками, находящимися в кризисных ситуациях.
Основу трудности подростков составляют: агрессивность, грубость, конфликтность, нетерпимость к замечаниям, вспыльчивость, нежелание учиться, прогулы, низкая успеваемость и еще целый букет близких к ним характеристик, которые встречаются как по отдельности, так и в полном комплекте.
Эти трудные черты порой абсолютно неуправляемы и приводят к постоянным конфликтам, как между учащимися, так и с педагогами, они же мешают учебному процессу и нарушают дисциплину на уроках. Таким образом, они недопустимы, нежелательны и каждому педагогу хотелось бы избавиться от них раз и навсегда. Это взгляд со стороны педагога. А что же происходит внутри подростка, почему именно в этом возрасте практически каждый из них проявляет эти черты?
Хочется еще раз напомнить, что подростковый возраст – это один из кризисов в жизни любого человека. А, как известно, именно в кризисных ситуациях очень часто проявляются негативные качества человека, иногда тщательно скрываемые им в стабильных благоприятных условиях. Во взрослом мире даже принято проверять человека, как в профессиональной, так и в обыденной жизни, путем испытаний и трудностей, т.е. искусственным созданием кризисных ситуаций. Тогда чем подростки хуже взрослых, почему они не могут в состоянии кризиса проявить свою негативную сторону? Тем более, что это кризис естественный и действительно является для любого ребенка серьезным жизненным испытанием. Подросток еще не умеет справляться с жизненными трудностями и, соответственно, не имеет в своем арсенале способов адекватного и приемлемого поведения в таких ситуациях. И в этом случае задача любого взрослого, а в особенности педагога, показать «взрослому ребенку» как правильно и адекватно функционировать в кризисных для человека условиях и поддержать его в любых, пусть даже неумелых попытках справиться с ситуацией.
Все мы способны ошибаться и исправлять ошибки, нужен только еще один шанс и, конечно, поддержка и помощь со стороны умных, знающих и самое главное добрых людей – УЧИТЕЛЕЙ (в самом широком смысле этого слова).
Рекомендации: Конфликты во время урока.
1. Ваши нервы, спокойствие и здоровье в ваших руках, поэтому берегите их и не тратьте на бесполезные сиюминутные споры и выяснения отношений с учениками, возникающие в течение урока – это обычно приводит лишь к затяжному конфликту и срыву урока. Лучше отложите их на послеурочное время, когда можно будет выяснить причину поведения и спокойно обсудить ситуацию. Если вы чувствуете, что не справитесь в одиночку, то обратитесь за помощью либо к психологу, либо к человеку, которого данный ученик больше всех уважает.
2. При обсуждении желательно не указывать на совершенные подростком проступки и ошибки, не требовать их мгновенного исправления и не добиваться от него признания вины, а лучше возьмите инициативу на себя, объясните, как лучше следовало поступить в такой ситуации и почему (дайте действительно выгодную для подростка модель поведения). Предоставьте ему возможную модель поведения и дайте время обдумать. Вернитесь к этому разговору через время, еще раз обсудите и выслушайте его мнение. Важно, чтобы подросток сам принял решение о том, как поступить в следующий раз при возникновении такой ситуации.
3. Если ситуации возникла повторно, и подросток повел себя на основании принятой им новой адекватной модели поведения, то обязательно похвалите его, и еще раз покажите все плюсы такого поведения, и хвалите каждый раз, пока он не примет эту модель как единственно возможную в данной ситуации. Если ситуация повторилась, а подросток продолжает действовать неадекватно, то не следует сразу же напоминать ему о том, что он нарушил слово, особенно в присутствии окружающих, а повторить обсуждение ситуации и причин мешающих поступить по-новому. Логическое обоснование выгоды желаемого поведения – самое сильное убеждение для подростка.
Это долгий процесс, требующий много терпения и сил, а самое главное желание действительно помочь ребенку измениться, а не только избавиться от факторов, мешающих проведению урока и сохранению дисциплины.
Агрессивность.
4. Проявления агрессивности обычно бывают двух типов: физическая – драка, насилие и т.д; вербальная – нецензурные выражения, крик, угрозы. Оба этих типа агрессивности у подростков – это следствие плохого самоконтроля, неуравновешенности нервной системы и постоянного внутреннего конфликта: могу и должен, надо и хочу – носят часто защитный характер. Подросток в душе очень боится, что его не любят, что его не принимают таким, какой он есть, хотя на деле обычно показывает, что ему абсолютно все равно, что о нем думают другие. Поэтому при общении с такими подростками желательно не «переходить на личности», т.е. замечания, указания на неправильное поведение должно носить безличный характер. К любым вопросам и проблемам подростка желательно проявлять больше действительно искреннего понимания и принятия. Чем больше его понимать и поощрять, тем более спокойными будут его реакции. Запугивание же подростка, угрозы, обвинения, пусть даже в мягкой форме на допустимом уровне, приведут лишь к усилению защитной агрессии у такого подростка.
Опять Ваше бесконечное терпение и поощрение хотя бы того немного положительного, что проявляется таким ребенком, позволят в итоге снизить уровень агрессивности.
Учебный процесс.
5. В случаях неправильного ответа на заданный вопрос, не сравнивать с успешными ответами сверстников, лучше обратить внимание на возможность исправления ошибки или плохой оценки. В случаях же любого правильного или близкого к правильному ответа поощрять такого подростка вниманием и похвалой при всем классе. Важно дать понять «трудному» подростку, что он не хуже других, что он имеет право на ошибку.
6. Как правило, у таких детей, существуют некоторые объективные причины для низкой успеваемости: слабые интеллектуальные способности, низкая осознанность собственных действий, отсутствие мотивации достижения. Поэтому не надо ждать от него сразу и много успехов после первой похвалы и признания его заслуг, а стоит дарить ему успешные ситуации и поддерживать его до тех пор, пока в нем не появится уверенность в собственных силах и способностях. Только тогда у него действительно может появиться интерес и желание учиться.
Общие советы:
7. Относитесь ко всем трудностям и неожиданностям при общении с подростком с чувством юмора и используйте его для сглаживания острых углов и конфликтов.
8. Не требуйте от ребенка того, что не в состоянии выполнить даже вы сами: быть всегда сдержанным, говорить только правду, никогда не делать ошибок и т.д. Каждый раз, выдвигая требование к ребенку, задумывайтесь о том, выполнимо ли оно.
9. Личный пример или иллюстрация из личного жизненного опыта всегда действует лучше, чем любое нравоучение.
10. Будьте самими собой при общении с подростком, говорите то, что вы действительно думаете и чувствуете (в разумных пределах), искренность и естественность — лучшие помощники в налаживании хороших взаимоотношений с любым, даже очень сложным человеком.
Конечно же, у каждого педагога существуют свои способы и приемы для работы в «нестандартных» условиях, но было бы очень хорошо, если Вы воспользовались и этими рекомендациями.
Если вы чувствуете, что с ребенком творится что-то неладное, будьте
бдительны, не проходите мимо! Как можно быстрее попытайтесь
разобраться с состоянием подростка, ведь речь может идти о его здоровье и
даже жизни. Распознать риск суицидального поведения у детей и понять, что
конкретно делать в сложившейся ситуации, вам может помочь данная
памятка.
Что в поведении подростка должно насторожить учителя?
• Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
• У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный
эмоциональный фон, раздражительность.
• Резкое изменение поведения. Например, подросток стал неряшливым, не
хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему
вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от
друзей.
• Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди
значимых взрослых или сверстников.
• Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или
о нежелании продолжать жизнь. Разговоры о нежелании жить – попытка
привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что
если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так!
Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может
довести свое намерение до конца.
• Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда
своей жизни и здоровью.
Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание
• Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
• Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
• Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
• Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое
общественное отвержение, тяжелое заболевание).
• Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности
социального успеха.
• Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены
места жительства).
• Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации
насилия).
Что делать учителю, если он обнаружил опасность?
• Если вы увидели хоть один из перечисленных признаков – это уже
достаточный повод для того, чтобы уделить внимание ученику и поговорить
с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это
сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Не проходите мимо!
• Обратитесь к школьному психологу или к другим специалистам за
помощью.
• Если вы классный руководитель, свяжитесь с родителями ребенка и
поделитесь своими наблюдениями.
Что может сделать учитель, чтобы не допустить попыток суицида
• Сохранять контакт с подростком. Для этого следует помнить, что
авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже
опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут
спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть,
агрессию, обращенную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной
формой взаимодействия является заключение договоренностей. Если
ограничение необходимо, не стоит жалеть времени на объяснение его
целесообразности.
• Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в
классе, ориентировать учеников на совместную деятельность и
сотрудничество.
• Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько учеников
становятся объектами нападок со стороны других. Поговорите с участниками
конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый, оставайтесь
нейтральным, не занимая сторону кого-либо из участников конфликта.
• Если вы классный руководитель, инициируйте работу школьного психолога
с классом.
• Классный час используйте как место и время поговорить о перспективах в
жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего,
они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте,
что хотят ученики, как намерены добиваться поставленных целей, помогите
им составить план конкретных (и реалистичных) действий. Важно
поддерживать диалог с подростками, оставлять возможность контакта, чтобы
при необходимости ученик мог обратиться к вам в трудной жизненной
ситуации.
• Дать понять ученику, что опыт ошибок и неудач — такой же важный опыт,
как и достижение успеха. Используйте ошибки ученика как зону его роста.
Обучение на ошибках является одним из способов развития личности.
Помните о том, что есть оценки, а есть то, что шире – личность ученика.
Помогите ученикам найти сферы, где они успешны, независимо от оценок.
• Понять, что стоит за внешней грубостью подростка. Возможно, подросток
отстаивает свои ценности, а не стремится войти в конфликт и обесценить вас.
• Вовремя обратиться к специалисту, если вы понимаете, что у вас по какимто причинам не получается сохранить контакт с учеником или классом.
Своевременная помощь в случаях наркотического опьянения
Действия при признаках наркотического опьянения у учащегося:
- удалить учащегося из класса, изолировать от одноклассников;
- немедленно поставить в известность руководителя учреждения образования и родителей;
- связаться с инспектором по делам несовершеннолетних местного отдела внутренних дел;
- важно корректно общаться с ребенком, так как, возможно, ему (ей) необходимы поддержка и понимание взрослого и помощь специалиста.
При признаках передозировки наркотиков необходимо:
- вызвать скорую помощь;
- повернуть пострадавшего на бок;
- очистить дыхательные пути;
- следить за состоянием пострадавшего;
- при частоте дыхательных движений меньше 8-10 в минуту сделать искусственное дыхание.
Примерный план проведения диагностических исследований классных коллективов с целью ранней профилактики социальной дезадаптации, психологических девиаций и кризисных состояний несовершеннолетних
Время проведения |
Методика |
Группа, класс |
Ответственный |
Цель
|
Сентябрь, октябрь |
Дошкольники, 1-4 кл. |
Воспитатель дошкольного образования, классный руководитель |
Определение уровня тревожности |
|
3-11 |
Классный руководитель |
Изучение межличностных отношений в классе |
||
5-8 |
Классный руководитель |
Выявление факторов риска ухудшения здоровья |
||
9-11 |
Классный руководитель |
Первичная оценка состояния психического здоровья |
||
Психосоциальное анкетирование |
5-11 |
Педагог-психолог, педагог социальный |
Изучение отношения к алкоголю
|
|
Экспресс-диагностика уровня самооценки |
5-11 |
Педагог-психолог
|
Изучение самооценки |
|
Шкала безнадежности Бека |
8-11 |
Педагог-психолог |
Измерение выраженности негативного отношения к субъективному будущему
|
|
«Опросник суицидального риска» (модификация Т.Н. Разуваевой) |
8-11 |
Педагог-психолог |
Выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства |
|
Ноябрь, декабрь
|
1-4 |
Классный руководитель |
Изучение самооценки |
|
5-8 |
Классный руководитель |
Изучение личностных качеств |
||
3-5 |
Классный руководитель, педагог-психолог |
Изучение особенностей внутрисемейного общения |
||
5-11 |
Классный руководитель, педагог социальный |
Изучение особенностей внутрисемейного общения |
||
|
|
|
|
|
Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилгбергера-Ю.Л. Ханина |
9-11 |
Педагог-психолог |
Выявление личностной тревожности |
|
Методика «Шкала тревожности» О.Кондаша |
7-8 |
Педагог-психолог |
Выявление школьной, самооценочной и личностной тревожности |
|
Тест школьной тревожности Филлипса |
5 |
Педагог-психолог |
Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой |
|
Январь-март |
3-6 |
Классный руководитель |
Изучение эмоционального благополучия в школе |
|
7-9 |
Классный руководитель |
Изучение нравственных приоритетов |
||
Методика оценки привлекательности классного коллектива, анкета «Мнение о классе» |
10 |
Классный руководитель |
Изучение эмоционального благополучия в классном коллективе |
|
Опросник «Одиночество» С.Г. Корчагиной |
8-11 |
Педагог-психолог |
Выявление глубины переживания одиночества |
|
Шкала определения уровня депрессии, разработана В. Зунгом и адаптирована Т.Н. Балашовой |
8-11 |
Педагог-психолог |
Выявление депрессивного состояния |
|
Апрель, май |
Социометрия |
3-11 |
Классный руководитель |
Изучение межличностных отношений в классе |
Опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН) |
8-10 |
Педагог-психолог |
Уточнение особенностей самочувствия, активности, настроения |
Мы в соцсетях & RSS