В помощь родителям
"Как обучить ребенка счёту?"
Консультация-практикум
Часто слышишь, как ребёнок одобряемый взрослым заявляет, что умеет считать до 10, до 20. Начиная считать, он торопиться, пропускает числительные. Взрослые ему подсказывают, а ребёнок механически повторяет всё сказанное за ними.
Встает вопрос: Действительно ли ребёнок умеет считать? Конечно, нет. Здесь на лицо механическое запоминание числительных, за которым нет главного понимания.
Заметим, что большинство родителей, прежде всего, учат детей считать до 10, 20 и больше. Придется огорчить их. Чаще всего такие знания детей являются бесполезными, потому что ребёнок механически запомнил названия и порядок числительных, натренировался в так называемом отвлечённом счете. Как правило, при этом у детей отсутствует представление о числах.
Ваша основная задача– превратить обучение в увлекательную игру, которую вы можете организовать, придерживаясь нижеуказанных советов.
1. Игра с пальчиками. Покажите малышу, что такое счет, используя его или свои пальцы. Лучше всего такая игра запомнится в виде небольшого фокуса: убирайте и добавляйте пальцы, при этом, закрывая их другой рукой, чтобы у ребенка складывалось впечатление, что они исчезают.
2. Считайте предметы в повседневной жизни: яблоки на тарелке, конфеты в вазочке, карандаши на столе и т.п. А чтобы запомнить еще и цифру – записывайте посчитанное на магнитной доске.
3. Картинки с изображением цифр и предметов. Положив один предмет, покажите ребенку цифру 1. И так начинайте обучение сначала до 3, потом до 5, а когда ребенок это хорошо усвоит, переходите к счету до 10. С помощью такого упражнения малыш постепенно зрительно научиться соотносить количество предметов и цифру.
4. Книжки с цифрами. В книжных магазинах вы сможете найти огромное количество развивающих пособий с цифрами, которые станут для вас надежным помощником в обучении счету ребенка.
5. Мультфильмы. Развивающие интересные мультфильмы, где яркие персонажи демонстрируют различные предметы, помогут ребенку понять значение цифр и улучшат их запоминание.
6. Ступеньки. Очень эффективным упражнением является счет ступенек на лестнице или в парке. Просто шаг за шагом вместе с малышом повторяйте цифры в порядке пройденных ступенек.
7. Раскраски. На альбомном листе бумаги нарисуйте цифры и раскрасьте вместе с малышом. Можете разнообразить картинку смешными персонажами, чтобы сделать процесс более веселым и интересным.
8. Прогулки. Во время пребывания на открытом воздухе соревнуйтесь с малышом – пусть он найдет 2 скамейки, 3 дерева, 1 собаку. Можно захватить карточки, чтобы ребенок мог сразу выбрать нужную цифру для обозначения соответствующего количества предметов.
9. Магниты. На холодильник прикрепите красочные магниты с цифрами – они будут часто у малыша перед глазами и он сам не заметит, как их выучит.
10. Игры - бродилки. В магазинах очень большой выбор разнообразных настольных красочных игр, где, например, каждый шаг отмечен цифрами. Стремление опередить соперника и победить, заставляет малышей побыстрее выучить цифры.
Если вы спросите, с какого возраста можно использовать калькулятор? Ответ будет таков: лучше вообще его не использовать, а научить ребёнка быстрому счету, а еще лучше считать в уме.
Обучение детей цифрам на самом деле совсем несложно, если превратить самообучение в увлекательную игру и придерживаться систематичности. Возьмите себе за правило, заниматься с ребенком ежедневно и как можно чаще – таким образом, результат не заставит себя ждать.
З пальчыкамі гуляем – маўленне развіваем
Кансультацыя для бацькоў
З пальчыкамі гуляем – маўленне развіваем
Вядома, што за апошнія некалькі гадоў узровень маўленчага развіцця дзяцей прыкметна знізіўся. Як вы думаеце, чаму?! Бацькі менш размаўляюць з дзецьмі, таму што многія з іх заняты на рабоце або хатнімі справамі. Дзеці і самі менш размаўляюць, таму што больш глядзяць і слухаюць (тэле-аўдыё-відэа). Яны рэдка робяць што-небудзь сваімі рукамі таму, што сучасныя цацкі і прадметы ўладкаваны максімальна зручна, але не эфектыўна для развіцця маторыкі (адзенне і абутак з ліпучкамі замест шнуркоў, кніжкі і дапаможнікі з наклейкамі замест малюнкаў для размалёўкі).
Не сакрэт, што развіццё маўленне дзіцяці залежыць ад развіцця дробнай маторыкі рук. У нашым галаўным мозге зоны, якія адказваюць за дробную маторыку, знаходзяцца побач з маўленчымі зонамі, таму неабходна развіваць пальцы рук. Самым лепшым спосабам для развіцця дробнай маторыкі з’яўляюцца пальчыкавыя гульні. Пальчыкавыя гульні даюць магчымасць бацькам гуляць з дзецьмі, радаваць іх, развіваць дробную маторыку і маўленне. Дзякуючы такім гульням дзіця атрымоўвае рознабаковыя сэнсорныя ўражанні, развівае ўвагу і здольнасць канцэнтрыраваць сваю ўвагу. Акрамя таго, пальчыкавыя гульні фарміруюць добрыя ўзаемаадносіны паміж дарослым і дзіцем. Гульня з пальчыкамі – гэта не толькі стымул для развіцця маўлення і дробнай маторыкі, але і адзін з варыянтаў радасных зносін з блізкімі людзьмі. Калі мама для гульні бярэ дзіця на рукі, садзіць да сябе на калені, абдымае, дакранаецца да яго далоні, паглажвае або шчакоча, пахлопвае, - дзіця атрымоўвае шэраг неабходных для яго эмацыянальнага і інтэлектуальнага развіцця ўражанняў.
З нашага дзяцінства мы памятаем такія пацешкі, як “Сарока-белабока”, “Ідзе каза рагатая”. Зараз гульняў існуе вялікая колькасць. Неабходны невялікія намаганні, каб знайсці цікавыя для сябе пальчыкавыя гульні ў інтэрнэце.
Паважаныя бацькі, знайдзіце некалькі хвілін для развіцця свайго дзіцяці і праз некаторы час вы ўбачыце плён сваёй працы!!!
Жадаю поспехаў
"Навошта патрэбна артыкуляцыйная гімнастыка?
Кансультацыя для бацькоў
Навошта патрэбна артыкуляцыйная гімнастыка?!
Гімнастыка для рук, ног - справа звыклая і знаёмая. Зразумела, для чаго мы трэніруем мышцы, каб яны сталі спрытнымі, дужымі, рухомымі. А восьнавошта трэніраваць язык, ён жаі так «без касцей»? Аказваецца, язык – галоўная мышца органаўмаўлення. І для яго, як і для ўсялякай мышцы, гімнастыка проста неабходна. Бо язык павінен быць дастаткова добра развіты, каб выконваць тонкія мэтанакіраваныярухі для фарміравання правільнага гукавымаўлення. Недастаткі вымаўлення негатыўна ўздзейнічаюць на эмацыянальна-псіхалагічны стандзіцяці, мяшаюць яму развівацца і ўстанаўліваць зносіныз другімі людзьмі. Каб гэта праблема не ўзнікла ўдзіцяціў далейшым, неабходнапачынаць займацца артыкуляцыйнай гімнастыкай як мага раней.
Дзецям двух, трох, четырох гадоў артыкуляцыйная гімнастыка дапаможа хутчэй “паставіць” правільнае гукавымаўленне.
Дзеці пяці, шасці гадоў і далей змогуць пры дапамозе артыкуляцыйнай гімнастыкі ў многім пераадолець парушэнні гукавымаўлення.
Артыкуляцыйную гімнастыку неабходна выконваць перад люстэркам. Дзіця павінна бачыць, што робіць язык. Мы, дарослыя, не задумваемся, дзе знаходзіццаў дадзены момант язык (за верхнімі зубаміабо за ніжнімі). У нас артыкуляцыя – аўтаматызаваны навык, а дзіцяці неабходна праз зрокавае ўспрыманне набыць гэты аўтаматызм, пастаянна практыкуючыся. Дзеці знаёмяцца з практыкаваннямі артыкуляцыйнай гімнастыкі на занятках у натаўніка-дэфектолага, а дома неабходна толькі замацаваць патрэбныя рухі.
Не засмучайцеся, калі некаторыя практыкаванні не будуць атрымоўвацца з першага разунават у вас. Паспрабуйце паўтарыць іх разам з дзіцем, прызнаючыся яму: “Глядзі, у мяне таксама не атрымалася, давай разам паспрабуем”.
Будзьце цярплівыя, ласкавыя і спакойны!!!
Займайцеся з дзіцем кожны дзень па 5-7 хвілін, і ў вас абавязкова ўсё атрымаецца!!!
Жадаю поспехаў!
Развіццё маўлення дзяцей у хатніх умовах
Кансультацыя для бацькоў
Развіццё маўлення дзяцей у хатніх умовах – гэта задача, якую бацькі могуць вырашаць штодня.
Як праводзіць хатні занятак па развіцці маўлення?
Для гэтага нічога спецыяльна не трэба арганізоўваць. Вам не спатрэбяцца складаныя дапаможнікі і методыкі. Варта толькі наладзіцца на штодзённую працу і ўважліва паглядзець вакол сябе. Падставай і прадметам для маўленчага развіцця дзяцей можа стацьлюбы прадмет, з'ява прыроды, вашы звыклыя хатнія справы, учынкі, настрой. Невычэрпны матэрыял могуць даць дзіцячыя кніжкі і малюнкі, цацкі, мультфільмы. Не ўпускайце моманту нешта абмеркаваць з вашым дзіцем.
На кухні. У вас з'яўляецца магчымасць развіваць слоўнік, граматыку, фразавае маўленне.Расказвайце сыну або дачцэ, як называюцца прадукты, якую страву вы гатуеце, якія дзеянні пры гэтым здзяйсняеце. Не абмяжоўвайцеся прымітыўным слоўнікам, прапануйце дзіцяці ўсё новыя і новыя словы. Старайцеся, каб ён запамінаў і паўтараў іх за вамі. Называйце ўласцівасці (колер, форму, памер, густ) прадуктаў. Задавайце дзіцяці адпаведныя пытанні:
- Пакаштуй, які атрымаўся суп? Што мы забыліся пакласці ў суп? Якую моркву абяром? І г.д..
Называйце свае дзеянні (наразаю, змешваю, салю і г.д.); паказвайце дзіцяці, што і як вы робіце. Прасіце, каб ён паўтараў вашы словы. Даручыце яму пасільную дапамогу па кухні. У дзейнасці маўленчы матэрыял засвойваецца значна хутчэй і натуральней.
У вольны час. Чытайце казкі, апавяданні, вершы дзіцячых пісьменнікаў. Развівайце дробную маторыку рук: праца з пластылінам, канструяванне, выразанне нажніцамі, маляванне.
Паважаныя бацькі, замацоўвайце гукавымаўленне простым кантролем за правільным вымаўленнем аўтаматызуемых гукаў у звычайнай гаворцы дзіцяці!!!
Жадаю поспехаў!
«Развитие мышления дошкольников с общим недоразвитием речи»
Игры и упражнения, направленные на развитие познавательной сферы у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Мышление – это процесс познавательной деятельности, позволяющий опосредованно и обобщенно отражать окружающую действительность, устанавливать связи и отношения между предметами и явлениям. Мышление позволяет человеку выйти за пределы непосредственной ситуации. Мышление формируется на основе чувственного опыта и практического действия
На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.
Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях. Нарушения мышления при недоразвитии речи выражены нерезко и имеют сложную структуру, включающую в себя недостаточность регуляции интеллектуальной деятельности, особенности развития невербального мышления и специфические черты вербального мышления. Отмечается у таких детей сохранность познавательного интереса, достаточная развитость предметно-практической и трудовой деятельности и вместе с тем своеобразие отдельных сторон мышления.
Дети учатся таким мыслительным операциям как сравнение, анализ, обобщение, классификация, установление связей и закономерностей, пользуются не только наглядно-образным, но и словесно-логическим мышлением.
Приведенные игры и упражнения помогут родителям в играх с их детьми.
Игры и упражнения, направленные на развитие мышления
Игры на улице
1. Узнай по описанию
Оборудование: не требуется
Содержание: родители предлагают ребенку узнать по описанию предмет или явление.
Примеры:
· 1.Он выпадает зимой
· Они показывают время
· На этом жарят блины/ варят суп
· Этим моют голову/чистят зубы, моют руки
· Этим режут хлеб
· Этим причесываются
· В это смотрятся
· Это читают (книга, газета, журнал)
· Этим гладят белье и т.д.
2. Бывает – не бывает
Оборудование: не требуется
Содержание: родители называют ребенку фразы, а он должен определить бывает такое или не.
Примеры:
· Летом идет снег
· Кошки бывают зеленого цвета
· Собаки мяукают
· Каждое утро мы ужинаем
· Волк боится зайца
· В чай кладем соль
· Улицу надо переходить на красный свет
· Дед мороз приходит летом
· Ночью светит солнце
· Лиса любит морковку
· Продукты хранят в плите.
· На столе сидят
3. Противоположности
Оборудование: не требуется
Содержание: мама предлагает ребенку закончить предложения
· Мышка маленькая, а лев ..
· Зимой холодно, а летом…
· Конфета сладкая, а лимон…
· Днем светло, а ночью…
· Диван мягкий, а табурет…
· Чай горячий, а мороженое…
4. Найти как можно больше вариантов исключения лишнего
Оборудование: три любых предмета для сравнения (на улице это можно выполнять, опираясь на окружающие объекты)
Содержание: мама предлагает ребенку найти как можно больше вариантов исключения одного из предметов.
Например: мама, папа и дочка (папа лишний потому что он - мужчина, а остальные женщины, мама – потому что она в плаще, а остальные в куртке, дочка – потому что она ребенок, а остальные взрослые).
5. Назови одним словом
Оборудование: не требуется
Содержание: мама предлагает ребенку назвать одним словом (3-4 объекта).
Примеры:
· Лук, помидор, огурец – это…
· Банан, яблоко, апельсин – это…
· Осина, дуб, береза – это…
· Слон, обезьяна, жираф – это…
· Лиса, волк, медведь – это..
6. Сравнение понятий
Оборудование: не требуется
Содержание: мама называет ребенку пары слов и просит найти, чем похожи эти объекты и чем отличаются. При нахождении общего родители должны стимулировать ребенка называть обобщающее слово.
Примеры:
· Яблоко и груша
· Свекла и морковь
· Береза и дуб
· Кошка и собака
· Карандаш и краски
· Платье и брюки
7. «Для чего еще нужна чашка…»
Оборудование: не требуется
Содержание: мама предлагает ребенку перечислить как можно вариантов использования чашки (ложки, линейки, карандаша и т.д.). Лучше называть варианты использования по очереди. Мама начинает игру: «Из чашки можно пить. А еще в чашку можно поставить карандаши. А что еще?». Вариантов, как показывает практика авторов, может быть бесчисленное множество.
8. «Покажи мне…»
Оборудование: объекты окружающего мира.
Содержание: мама просит ребенка назвать все предметы, которые он видит и которые относятся, например, к транспорту.
Варианты:
· На кухне: покажи овощи, фрукты, посуду
· В комнате: покажи одежду, игрушки, мебель, электроприборы
· На улице: покажи деревья, цветы.
Игры дома
1. Исключение лишнего
Оборудование: ряды для исключение
Содержание: мама просит ребенка прослушать слова, сказать, что лишнее и объяснить почему.
· Чашка, стакан, ложка
· Огурец, помидор, яблоко
· Банан, апельсин, хлеб
· Тарелка, вилка, конфета
· Носок, майка, кубики
· Кукла, мячик, чашка
· Книга, газета, ножницы
Внимание! Игра на слух проводится не раньше 5, 5 лет. До этого возраста используется наглядный материал. При обосновании исключения обращайте внимание ребенка на обобщение и исключение, исходя из родовых признаков. Например, в первом случае лишняя «ложка» - т.к. это столовый прибор, а остальное – посуда. Вариант обобщения «ложкой едят» тоже правильный, но он основан на функциональном, а не родовом обобщении.
2. «Продолжи ряд»
Оборудование: объекты окружающего мира. Примеры того, что можно использовать.
· На кухне: крышки от бутылок
· В комнате: прищепки, пуговицы, гайки, вилки и т.д.
· На улице: желуди, камни, листья и т.д.
Содержание: мама составляет ряд, например, крышка от бутылки, гайка, пуговица, крышка от бутылки и просит ребенка продолжить ряд.
Вариант игры: на листе бумаги рисуется ряд, которые необходимо продолжить.
3. Складывание разрезных картинок
Оборудование: разрезанные картинки. Можно использовать открытки, иллюстрации из журналов и рекламных проспектов.
Содержание: мама предлагает ребенку собрать разрезанную картинку из частей, опора на целую картинку при этом не дается. Лучше начинать с картинки, разрезанной на 4 части, постепенно увеличивая количество разрезов и сложность изображения на картинке.
Вовлекая детей в игру мы формируем их мышление, расширяем познавательные возможности. Они могут ориентироваться в окружающем их мире, получая представления о природе и обществе. Дети обогащают свой лексический запас, грамматически правильно строят фразу при выражении определенной мысли, что способствует формированию нормальной психической жизни ребенка. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в игре.
«Дидактические игры и упражнения по развитию познавательной активности у детей с ОНР»
Консультация для родителей «Дидактические игры и упражнения по развитию познавательной активности у детей с ОНР»
Филон Т.Б.,
учитель-дефектолог
В познавательной деятельности человек изучает не только его окружающий мир, но и самого себя. Особенно актуальна тема мыслительной деятельности, которая отвечает за умственное развитие человека. Поток информации, идущий на ребёнка постоянно растёт с развитием научно-технического прогресса. Чтобы получить наиболее обширные и глубокие знания, надо использовать наиболее эффективные методы обучения.
Проблема развития познавательного интереса дошкольников одна из самых актуальных в детской психологии. Поскольку взаимодействие человека с окружающим миром происходит благодаря его активности и деятельности, а ещё потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков, так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности.
Ребёнок должен иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться особенностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир.
Полноценное развитие познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи возможно только при создании самых благоприятных условий для совместной деятельности ребёнка и взрослого посредством игровой среды, дидактических игр и упражнений.
Для формирования познавательной активности у детей можно использовать следующие дидактические игры и упражнения.
Упражнения на формирование положительной мотивации действий.
1. «Узнай, какого это цвета?»
Цель: научить детей создавать образ графическим способом, чётко выполнять инструкции взрослого.
Дети выбирают из коробки нужный цвет карандаша, придумывают и рисуют то, что бывает этого цвета.
2. «Что можно подарить другу?»
Цель: воспитать у детей доброжелательное отношение к окружающим.
Предложить детям сделать подарок другу. Нужно постараться, чтобы работа понравилась другу.
Упражнения на формирование умения делать выбор.
«Выбери пару»
Цель: научить детей делать выбор.
Предлагается убрать группу (полить цветы, сложить конструктор и т. д.). Попросить детей выбрать, с кем они будут это делать. Решить надо быстро, выполнять работу за короткое время, но аккуратно.
«Животные жарких стран»
Цель: научить детей определять содержание своей работы; закрепить умение лепить животных.
Дети вспоминают, каких животных жарких стран они знают. Предлагается выбрать, кого из них они хотят вылепить, отмечая характерную особенность каждого животного.
Упражнение на развитие вопросительно-познавательной активности детей.
«Угадай-ка»
Цель: закрепить знания детей о знакомых породах деревьев; активизировать речь детей; развивать наблюдательность.
Ведущий загадывает дерево, название которого вслух не произносит. Дети задают вопросы о признаках этого дерева.
Дидактические игры на развитие вопросительно-познавательной активности детей.
«Какое время года?»
Цель: совершенствовать умение детей называть характерные особенности времени года; закрепить умение определять по основным признакам природы время года; научить собирать отдельные участки картины в единое целое.
Предлагаются разрезные картинки с временами года, которые следует собрать в единое целое, выделить и назвать характерные особенности времен года. Сначала нужно отобрать кусочки картин каждого времени года, затем собрать общие картины. Работая, дети не мешают друг другу.
«Детки на ветке»
Цель: научить подбирать предметы по принадлежности к одному растению.
По сигналу « Детки, найдите свои ветки» - каждый ищет свою пару, т. е. становится так, чтобы предметы у него и товарища совпадали по принадлежности к одному и тому же растению. Правильность выбора проверяют «волшебные ворота». Ворота закрываются, если пара выполнила задание неверно. При повторении игры дети меняются листьями и плодами.
Упражнение на формирование субъективной вопросительно-познавательной активности выходящей за пределы конкретной ситуации.
« Плачущие сосульки»
Цель: установить зависимость между температурой воздуха и состоянием воды.
Наблюдение проводится на прогулке.
Педагог. Ребята, обратите внимание: на солнце сосульки плачут, а в тени нет. Как вы думаете, что такое сосульки, как они образовались и откуда взялись? А почему они плачут только на этой стороне крыше? (Обращает внимание детей на солнечную сторону крыше).
Дети наблюдают.
(Подводит детей к выводу). Снег на солнце тает, стекает с крыш и образует при замерзании на холодном воздухе сосульки.
Дети. Сосульки могут таять только на солнечной стороне, там, где есть тепло солнца.
Логические задачи на стимулирование речевой и познавательной активности
«Кто, где зимует?»
Собрались звери на лесной опушке и стали рассказывать друг другу, кто где будет зимовать, кто как зиму проводит…
Педагог задаёт детям вопросы: «Что сказали звери друг другу?»; «Где они будут зимовать?»
«Когда это бывает?»
На полях ещё лежит снег. Ещё упрямится зима, посылает нам ветер, холод. Но уже длиннее становится день, звенят светлые капели, бегут ручьи. От солнечного тепла снег почернел, осел, начал таять. На крышах сосульки плачут, но почки ещё слабо набухли.
Педагог задаёт детям вопрос: «Когда это бывает?».
«Медведь»
Ко времени выхода из берлоги медведь линяет: свалявшаяся клочьями шерсть начинает вылезать. Лесные мыши таскают эту шерсть для своих гнёзд.
Педагог задаёт детям вопрос: « Что же делает медведь, когда просыпается?»
Эти игры важны, так как они обучающие и развивающие, они не только являются формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствуют общему развитию ребёнка, служат формированию его способностей, развитию любознательности.
Мы в соцсетях & RSS